О механизме и критериях банкротства иностранного юридического лица.

Пояснение для газеты «Экономика и жизнь».

В начале февраля ВС РФ разрешила непростой вопрос, возможно ли начать банкротный процесс по российскому законодательству в отношении иностранной компании.

Суд первой инстанции, рассмотрев данный спор, производство по делу прекратил. Основанием для такого вывода послужил тот факт, что Закон о банкротстве распространяется только на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии ГК РФ. Суды поддержали позицию первой инстанции на том основании, что что должник зарегистрирован на территории Республики Кипр и не является юридическим лицом по праву Российской Федерации.

Таким образом спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекратили производство по делу. В то же время  ВС РФ сделал ряд важных выводов, имеющих практикообразующее значение. Вопрос компетенции является предметом оценки и усмотрения арбитражного суда, который определяет наличие тесной связи должника с территорией Российской Федерации в каждом конкретном случае с учетом всей совокупности обстоятельств дела (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом»).

В такой ситуации заявителю по делу о банкротстве достаточно подтвердить существенность обстоятельств, указывающих на наличие у должника тесной связи с территорией Российской Федерации, после чего бремя опровержения названных сомнений возлагается на должника при наличии на его стороне возражений относительно российской юрисдикции. После установления тесной связи должника с территорией Российской Федерации суду надлежит определить внутригосударственную территориальную подсудность дела. После установления национальной компетенции при рассмотрении вопроса об обоснованности заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) суду надлежит определить, находится ли центр основных интересов должника в российской юрисдикции или за ее пределами, и, в зависимости от установленного возбудить основное или вторичное (локальное) производство по делу о банкротстве.

В ситуации, когда центр основных интересов организации имеет место нахождения в юрисдикции иностранного государства, но на территории Российской Федерации должник имеет постоянное представительство либо имущество, суд в определенных случаях вправе ввести в отношении него вторичное производство по делу о трансграничном банкротстве, распространяющее свое действие на кредиторов и имущество, связанных с деятельностью юридического лица на территории Российской Федерации.

Читать подробнее

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять